Статьи из газет, журналов о М.Ю. Лермонтове (или музее)
Добавлено: 22 ноя 2017, 10:54
Журнал "Товарищ" № 13 от 30 июня 1923 года (стр. 13).
Исторические уголки Пензенской губерний.
Тарханы (Лермонтово) Чембарского уезда.
В лощине меж полей, окаймленных лесным полукругом, издали видны только крылья ветряных мельниц да церковный купол. Подъезжая ближе (со стороны Белинской, влево вашему взору представляется другая панорама: небольшой парк из густо поросших ветвей которого резко выделяется фасад белого двухэтажного дома александрийского стиля с балконом и колоннами; дальше - ряд каменных построек - служб из красного кирпича.
Первое - село Тарханы, второе - дом и усадьба, где жил М. Ю. Лермонтов.
Прелестный уголок эта усадьба!
Ее небольшой, но затейливый разбитый на пригорке парк, отличается редкой красотой и уютом.
Здесь поэт не раз гулял в часы "раздумья" и "беседовал сам с собой".
А над самым домом склонился старый - престарый вяз, под которым Михаил Юрьевич так любил творить свои чудные произведения.
А вот и домовая церковь, паперть которой видна на рисунке.
Внешне церковка нечего особенного не представляет, и замечательна она лишь тем, что в стенах ее бывал поэт, да своей оригинальной живописью, о которой уместно сказать насколько слов. Все портреты икон этой церкви - копия живых людей: Мария Египетская - портрет матери поэта, Михаил Архангел - портрет самого поэта, ангелы-родственницы и родственники Арсеньевых и т.п.
Таков обычаи старины: писать иконы с живых людей, дом с колоннами не есть тот дом в котором жил поэт: тот дом сгорел в 1906 году, а настоящий выстроен на том же месте и точь-в-точь по тому же типу.
Вокруг усадьбы до 1917 г. были глубокие пруды. Теперь из них уцелел только один, а
все другие пересохли.
Так постепенно меняется первоначальный вид усадьбы, оставляя все меньше и меньше предметов воспоминаний о знаменитом обитателе здешних мест. Сейчас имение обращено в совхоз, к слову сказать влачащий жалкое существование не по вине его администрации. В совхозе служат два ревностных поклонника поэта управляющий Бекман и бухгалтер Малеев.
Насколько хватает сил и средств, они стараются сохранить все то, что связано с именем Михаила Юрьевича и два года тому назад даже перенесли в парк культуру воспетого поэтом Кавказа - виноград.
В селе в церковной ограде стоит фамильный склеп Арсеньевых, в котором похоронен поэт его мать, дед и бабка Арсеньева.
Гроб с прахом поэта в склепе висит на цепях и в половое окно, ныне заложенное кирпичом, его можно было свободно рассмотреть. Склеп содержится крайне небрежно, засорен, а из двери кто-то выломал даже раму.
Знаменитой книги посетителей, где расписывались приезжающие, нет: искурена в 1917 году.
Как плохо ценим мы память родных поэтов и писателей.
Как своевременна, была - бы помощь просветительных органов сохранить хотя - бы то, что уцелело до наших дней.
П. Никишин.
Исторические уголки Пензенской губерний.
Тарханы (Лермонтово) Чембарского уезда.
В лощине меж полей, окаймленных лесным полукругом, издали видны только крылья ветряных мельниц да церковный купол. Подъезжая ближе (со стороны Белинской, влево вашему взору представляется другая панорама: небольшой парк из густо поросших ветвей которого резко выделяется фасад белого двухэтажного дома александрийского стиля с балконом и колоннами; дальше - ряд каменных построек - служб из красного кирпича.
Первое - село Тарханы, второе - дом и усадьба, где жил М. Ю. Лермонтов.
Прелестный уголок эта усадьба!
Ее небольшой, но затейливый разбитый на пригорке парк, отличается редкой красотой и уютом.
Здесь поэт не раз гулял в часы "раздумья" и "беседовал сам с собой".
А над самым домом склонился старый - престарый вяз, под которым Михаил Юрьевич так любил творить свои чудные произведения.
А вот и домовая церковь, паперть которой видна на рисунке.
Внешне церковка нечего особенного не представляет, и замечательна она лишь тем, что в стенах ее бывал поэт, да своей оригинальной живописью, о которой уместно сказать насколько слов. Все портреты икон этой церкви - копия живых людей: Мария Египетская - портрет матери поэта, Михаил Архангел - портрет самого поэта, ангелы-родственницы и родственники Арсеньевых и т.п.
Таков обычаи старины: писать иконы с живых людей, дом с колоннами не есть тот дом в котором жил поэт: тот дом сгорел в 1906 году, а настоящий выстроен на том же месте и точь-в-точь по тому же типу.
Вокруг усадьбы до 1917 г. были глубокие пруды. Теперь из них уцелел только один, а
все другие пересохли.
Так постепенно меняется первоначальный вид усадьбы, оставляя все меньше и меньше предметов воспоминаний о знаменитом обитателе здешних мест. Сейчас имение обращено в совхоз, к слову сказать влачащий жалкое существование не по вине его администрации. В совхозе служат два ревностных поклонника поэта управляющий Бекман и бухгалтер Малеев.
Насколько хватает сил и средств, они стараются сохранить все то, что связано с именем Михаила Юрьевича и два года тому назад даже перенесли в парк культуру воспетого поэтом Кавказа - виноград.
В селе в церковной ограде стоит фамильный склеп Арсеньевых, в котором похоронен поэт его мать, дед и бабка Арсеньева.
Гроб с прахом поэта в склепе висит на цепях и в половое окно, ныне заложенное кирпичом, его можно было свободно рассмотреть. Склеп содержится крайне небрежно, засорен, а из двери кто-то выломал даже раму.
Знаменитой книги посетителей, где расписывались приезжающие, нет: искурена в 1917 году.
Как плохо ценим мы память родных поэтов и писателей.
Как своевременна, была - бы помощь просветительных органов сохранить хотя - бы то, что уцелело до наших дней.
П. Никишин.